12.04.2022
Природоохранный социально-образовательный
проект "Эколята-дошколята"
по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры
и культуры природолюбия.
Природоохранный
социально-образовательный проект «Эколята – дошколята» разработан с
учетом Всероссийского Положения о природоохранном
социально-образовательном проекте «Эколята – Дошколята» по
формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры
и культуры природолюбия.
Актуальность Проекта
Президент Российской Федерации В. В. Путин заявил о реализации национальной
идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я гражданин России» таким, по его словам, должен
стать лозунг этой идеи.
Одним из направлений
развития государства и объединения многонационального общества является
патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных
направлений в системе образования России, способствующих формированию у
подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению
гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов
Родины.
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение
к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе
разностороннего экологического образования
подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является
формирование у человека нового экологического мышления,
способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей
среде, умение жить в гармонии с природой.
Природа – один из
важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и
родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к
каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует
и решению природоохранных задач.
В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания
состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена
любви к родной природе, к родному дому и семье, к
истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого
зовут соотечественниками.
Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у
ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.
Воспитание любви к природе, её
животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что
формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с
детства.
Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших
взаимоотношений с окружающей природной средой.
При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и
авторитарный пример.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о
том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности,
начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.
Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы
образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем
мире, отношение к родной природе, малой
Родине, своему Отечеству.
Формирование у детей экологической культуры
и культуры природолюбия должно быть
продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной
организации.
Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы
новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы,
методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.
Одним из таких инструментов экологического воспитания
и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания
ребёнка, может стать новый природоохранный
социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» по
формированию у детей экологической культуры
и культуры природолюбия.
Задачи Проекта :
• дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить
с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать
неповторимость, величие, силу и красоту природы;
• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства
человека и природы, понимание общечеловеческой
ценности природы;
• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
• расширить общий кругозор детей,
способствовать развитию их творческих способностей;
• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
• разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных
образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов,
подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви,
разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Прогнозируемые
результаты:
• формирование у детей основ экологической культуры
и культуры природолюбия;
• повышение общей культуры
ребёнка;
• формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы
ценностных отношений к окружающей природной среде;
• развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической
деятельности;
• расширение общего кругозора
детей, развитие их творческих способностей.
Задачи Проекта решаются путём :
• создания и внедрения с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы новых приёмов, форм, методов и подходов,
направленных на воспитание у ребёнка культуры природолюбия,
бережного и уважительного отношения к животному и растительному миру,
ответственности за их сохранение, формирование целостного взгляда на Природу, развитие навыков экологически грамотного поведения;
• предоставления возможности ребёнку быть непосредственным участником всех
мероприятий, проводимых во время воспитательно-образовательной деятельности и
направленных на сохранение природы;
• комплексного подхода к проблеме экологического,
нравственного, культурного и духовного воспитания и образования ребёнка;
• создания в рамках Проекта необходимой
методологической и методической базы;
• внедрения в учебно-воспитательный процесс идей и предложений самих детей
по охране окружающей природной среды,
защите животного и растительного мира, решению экологических
проблем;
• предоставления детям возможности общения со своими сверстниками из других
дошкольных образовательных организаций по различным темам и направлениям
данного Проекта.
Проект «Эколята – Дошколята» с целью формирования у воспитанников
дошкольных образовательных организаций культуры природолюбия
предусматривает :
• использование учебных пособий по
данной теме;
• создание учебно-методической
базы для организации и проведения занятий по различным направлениям и темам;
• использование в совместной занятийной деятельности образов сказочных
героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
• организацию и проведение
различных игровых программ, конкурсов и викторин, других подобных мероприятий;
• организацию и проведение практических занятий по охране и защите Природы.
Формы работы, применяемые во время организации и проведения мероприятий в
рамках Проекта «Эколята – Дошколята» :
• беседа; прослушивание
тематических сказок и рассказов; обсуждение;
• задание и игра; викторина;
• просмотр фрагментов фильма или
телевизионной передачи;
• конкурс; праздник; тематическое
мероприятие;
• тематическое оформление
помещения;
• прогулка и работа на природе; наблюдение;
проведение опыта; экскурсия.
Инструментарий при организации работы в рамках Проекта «Эколята – Дошколята»,
которые могут быть использованы во время реализации проекта :
• тематические книги; хрестоматии;
альбомы и тетради для раскрашивания;
• наглядные и раздаточные
материалы;
• художественные, познавательные и
научно-популярные произведения;
• энциклопедические и справочные
издания;
• художественные, телевизионные,
учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и
кадры;
• театральные постановки, их
фрагменты и элементы;
• выставки, ярмарки и различные тематические
экспозиции;
• опытные участки «Наш огород»;
• различные мероприятия,
праздники.
Подготовила воспитатель Шихалиева
Фарида Рамазановна
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.04.2022
Дата публикации: 12.04.2022